Второй этап реформы ОСАГО: что принесет либерализация?

5 Октября 2020

Новостные порталы страны на днях опубликовали комментарии заместителя председателя Центробанка РФ Владимира Чистюхина относительно второго этапа реформы ОСАГО. Экономист ответил на самые популярные вопросы автовладельцев, связанные со страхованием.

По словам Чистюхина, реформа ОСАГО продолжается по ранее намеченному плану. Принят ряд поправок в действующее законодательство по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Изменения в регламенте можно условно разделить на три основных направления:

  • Индивидуализация тарифов. Законодательно установлено, что с 24.08.2020 г для расчета стоимости ОСАГО будут использовать коэффициенты, привязанные к конкретному водителю, а не к региону преимущественного использования транспортного средства.
  • Прозрачность ценообразования. В новой редакции закона содержится открытый перечень факторов, необходимых для определения и регулировки тарифов для ОСАГО. Документ обязателен для исполнения всеми страховыми компаниями. Дополнительно Центробанку предоставляются полномочия накладывать запрет на те или иные факторы.
  • Подробные расчеты. На сайте страховой компании должен быть размещен онлайн-калькулятор ОСАГО, а также подробная информация о применяемых тарифах.

В отдельную группу выделяют поправки, касающиеся обращения с диагностическими картами.


Напомним, что масштабная реформа ОСАГО была начата еще в 2019 году. Первый этап, в рамках которого проводилось изменение действующих нормативных актов и расширение тарифного коридора, был реализован успешно. По мнению чиновников, полученные результаты однозначно свидетельствуют о необходимости продолжения процессов.


Так, по итогам 2019 года тарифы ОСАГО снизились в среднем на 4,8 % по сравнению с показателями 2018 года. Одним из индикаторов являются также жалобы от автовладельцев — число обращений заметно уменьшилось, на 36,7 %. В 2020 году положительная динамика сохранилась. В течение первых 5 месяцев число жалоб уменьшилось на 37 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Чаще всего владельцы обращаются по поводу расчета КБМ. Практически каждая вторая жалоба касается этого коэффициента. При этом замечания по навязыванию услуг, по сложности оформления договора страхования резко сократились.


Для сохранения тенденции было принято решение определить факторы, запрещенные для расчета тарифов. В частности, на стоимость полиса не должна влиять расовая, национальная принадлежность, родной язык гражданина, его приверженность к политическим партиями или религиозным течениям. Если в процессе «обкатки» закона возникнет потребность ограничить иные факторы, это будет сделано, отметил Чистюхин.


На втором этапе реформы планируется расширить тарифный коридор. В частности, для легковых автомобилей физических лиц диапазон базовых ставок увеличится на 10 % в обе стороны. Минимальная ставка достигнет значения 2471 руб. вместо действующей 2746 руб., а максимальная — 5436 руб. вместо 4942 руб. Что даст изменение? Для расчета ОСАГО аккуратным водителям будут использовать более низкий тариф, а при высокой аварийности автолюбителю придется платить за страховку больше.


Аналогично изменится тарифный коридор на легковые машины юридических лиц на 20 %, на такси — на 30 %, на грузовые авто — на 20 %. Для общественного транспорта сдвигают только минимальную ставку на 5 %. В рамках принятых изменений планируется протестировать установленные границы. Тариф должен стать более индивидуальным. Страховые компании получают гибкий инструмент для отражения страховых рисков каждого автовладельца.


В ходе реформы также корректируется коэффициент возраст-стаж. В новой редакции закона ограничения на изменения внутри группы составят 4 %. Чем старше и опытнее водитель, тем выгоднее будет скидка на ОСАГО.


Зампред Центробанка поспешил развеять сомнения относительно возможного роста цен к верхней границе тарифного коридора. По его словам, разработанные меры достаточно сбалансированы. У страховых компаний не должно возникнуть проблем с переходом на новую систему расчета. На первых этапах индивидуальные тарифы будут применяться адресно и в основном к водителям с высокой аварийностью. В течение нескольких месяцев после принятия поправок в закон рядовые автомобилисты не увидят серьезных изменений в цене страховки. Период адаптации сгладит переход и даст страховщикам возможность без спешки изменить существующие процедуры. Относительно самой многочисленной группы автомобилистов — физических лиц, владеющих легковыми машинами — расширение коридора будет применяться в основном для поощрения аккуратной езды и выделения аварийных водителей.


Второй этап реформы, помимо изменений в тарификации, предполагает совершенствование процесса восстановительного ремонта авто по полису ОСАГО. В действующей редакции закон устанавливает единые правила определения нормо-часов и цен. Документ оказался крайне неудобным в практическом использовании. Принято решение разработать новую методику с учетом пожеланий автовладельцев, сервисных служб и страховых компаний.


Важным моментом масштабной модернизации стало внедрение системы АИС ОСАГО 2.0 с 28.06.2020 года. Ресурс создан Российским союзом автостраховщиков. В основе системы лежит синхронизация данных об автомобиле, водителе, договоре страхования. В АИС ОСАГО 2.0 содержатся более полные и точные сведения, процесс поиска оптимизирован и ускорен. Тем не менее предложенная РСА система все еще не отвечает требованиям, выдвинутым Центробанком. Запущенную в действие модель называют базовой, планируется наполнять ее сведениями о страховых историях, автовладельцах, объектах страхования и т. д. Несмотря на достаточно успешное тестирование АИС ОСАГО, Центробанк пока не отказывается от идеи создать собственную базу данных.


Еще одна важная инновация касается удаленного урегулирования убытков. Практика оформления страховых случаев онлайн пользуется популярностью. Планируется внедрить ее повсеместно, но для этого необходимо разработать специальные мобильные приложения. Программисты уже заняты этим вопросом. Главной задачей внедрения системы удаленного урегулирования станет упрощение фактических действий на каждом этапе, начиная с уведомления о ДТП и до получения выплат. Сложность нового порядка связана с высоким риском мошенничества. Разработчики приложений постараются максимально учесть все известные факторы и пути обхода.


Высокую эффективность демонстрирует и Служба финансового уполномоченного. В течение года она занимается досудебным решением споров по ОСАГО. Спрос на услуги финомбудсмена растет среди населения, а это значит, что граждане доверяют новой системе. Число жалоб небольшое, что говорит о качестве принимаемых решений. Владимир Чистюхин заметил, что при такой востребованности стоит распространить деятельность Службы и на другие виды финансовых услуг, в том числе в нестраховой сфере. Выявленные проблемы в деятельности финомбудсменов предстоит дополнительно обсудить со страховщиками и экспертным сообществом для внесения соответствующих поправок.

Группа «АльфаСтрахование»

Крупнейшая частная страховая группа в России, по данным ЦБ РФ, с универсальным портфелем страховых услуг, который включает как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц. Группа объединяет АО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «Медицина АльфаСтрахования» и входит в состав финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп». Услугами Группы пользуются более 31 млн человек и свыше 113 тыс. предприятий. Региональная сеть насчитывает 270 филиалов и отделений по всей стране. Надежность и финансовую устойчивость компании подтверждают рейтинги ведущих рейтинговых агентств: ruАAA по шкале «Эксперт РА», ААА|ru| по шкале «Национального Рейтингового Агентства» и AAA.ru по шкале «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР).

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь (только для представителей СМИ):

Мария Карцева

АО «АльфаСтрахование»

+7 (495) 788-0-999, доб. 5858

Рузанна Манукян

DNA Communications

+ 7 (499) 288-18-14
К списку новостей
Сервисы онлайн
Купить продукт
Продлить
Активировать полис